Тяжелый танк ИС-2 ("Иосиф Сталин")

Танки ИС («Иосиф Сталин») предназначались для качественного усиления танков Т-34 взамен танков КВ. Это самый мощный советский танк, принимавший участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.

 

Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. в опытном порядке на ИС-2 устанавливалась 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

В октябре 1943 года под руководством Н.Ф. Шамшурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из данной пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел развёрнутой вправо башни немецкого танка PzKpfW V «Panther». Согласно отчёту №314 от 21 ноября 1943 года, первый же снаряд (122-мм тупоголовый) пробил бортовую броню развёрнутой вправо башни танка «Panther». Этот немецкий танк уже был неоднократно обстрелян и горел.

Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года, танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 тонны, незначительно превосходившей массу танка КВ-1С, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И.Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-2 на 18 см по сравнению с КВ-1С.

В 1944 году танк был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя — щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. Ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Принят на вооружение Красной Армии в октябре 1943 г. Танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад и полков прорыва и превосходили новые германские танки Т-V («пантера») и Т-VI («тигр»). В апреле 1944 г. под Тернополем вступили в бой с «тиграми» ИС-2 из 11-го гвардейского тяжелого танкового полка. Части, вооруженные боевыми машинами ИС, получали гвардейское звание сразу при формировании. ИС-2 стали неприятным сюрпризом для немцев благодаря способности пробивать броню немецких тяжелых танков на дальностях до 2 тыс. м. Германское командование издало специальный приказ, запрещающий своим танкистам вступать в бой с танками ИС-2.

Вот какие наблюдения и выводы сделал немецкий офицер-танкист, получивший опыт боёв с ИС-2:
1. «Сталины» почти всегда отступают при численном превосходстве «тигров».
2. «Сталины» открывают огонь с расстояния свыше 2 000 м.
3. Экипажи стараются незамедлительно покинуть подбитую машину.
4. Если подбитый танк невозможно эвакуировать, то его подрывают, чтобы избежать попадания в руки противника.
5. «Тигры» способны подбить ИС-2 прямым попаданием с 500 м.
6. ИС-2 следует окружать с флангов и с тыла, ведя прицельный огонь.
7. Ни при каких обстоятельствах не стоит ввязываться в бой со «Сталиными», не имея подавляющего численного превосходства. На одного ИС-2 должен приходиться взвод «тигров».
8. Для того, чтобы лишить видимости экипаж ИС-2 следует сопровождать бронебойный снаряд фугасным.

В начале 1945 г. было сформировано несколько тяжелых танковых бригад, одна из которых — 7-я гвардейская — отличилась при штурме Берлина. Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении в Войске Польском, в армиях ЧССР, КНР, ДРВ, КНДР и Кубы. В послевоенный период ИС-2 и его модернизированный вариант ИС-2М принимали участие в войне в Корее и в боевых действиях против французских войск в Индокитае в 1950-е гг. На вооружении Советской Армии боевые машины этого типа состояли до начала 1960-х гг.


Тактико-технические характеристики ИС-2:
 
масса в снаряженном состоянии: 46000 кг; 
экипаж: 4 чел.; 
длина: 9,8 м; 
ширина: 3 м; 
высота: 2,7 м; 
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4360 мм; 
ширина траков: 650 мм; 
бронирование: 
лоб корпуса/угол наклона: 120 мм/30-60°; 
башня/угол наклона: 160-90 мм/70-72°; 
борт/угол наклона: 90 мм/75-90°; 
корма/угол наклона: 60 мм/49°; 
крыша: 20-30 мм; 
днище: 20-30 мм; 
вооружение: 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943 г, три 7,62-мм пулемета ДТ, 12,7-мм пулемет ДШК; 
боекомплект: 28 выстрелов, 300 патронов калибра 12,7мм, 1920 патронов калибра 7,62 мм; 
двигатель: В-ИС, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения; 
мощность двигателя: 520 л.с.; 
количество передач: 4 вперед, 1 назад; 
скорость по шоссе: 37 км/ч.; 
скорость по пересечённой местности: 19 км/ч.; 
запас хода по шоссе: 240 км.

Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: